Стратегия развития корпоративной информационной системы
Целью проекта по разработке стратегии развития информационной системы является снижение затрат и минимизация бизнес - рисков при решении задач информационной поддержки основных бизнесов компании.
В рамках проекта по созданию стратегии развития корпоративной информационной системы необходимо реализовать следующие задачи:
- Разработка IT-стратегии
Сегодня IT - системы - это инструмент не только повышения эффективности управления предприятием, но и создания новых конкурентных преимуществ. Следовательно, развитие IT-системы неразрывно связано с бизнес-стратегией компании. Грамотно выстроенная IT-стратегия непосредственно способствует росту стоимости бизнеса и его инвестиционной привлекательности.
Под ИТ-стратегией понимается формализованная система принципов, на основе которых будут развиваться все компоненты информационных систем компании. Стратегия обеспечивает интегрированный подход к автоматизации всех контуров управления предприятием и позволяет избежать типичных недостатков "кусочной автоматизации".
IT-стратегия – это программа развития информационных систем в соответствии со стратегией развития предприятия, текущими и будущими потребностями бизнеса.
При разработке IT-стратегии закладываются основные параметры создаваемой информационной платформы, с тем чтобы она отвечала следующим требованиям:
- масштабируемость, то есть система должна учитывать растущие потребности компании;
- гибкость, то есть система должна быть легко настраиваемой под изменения внутренних бизнес-процессов и внешней среды;
- стандартизация, то есть различные компоненты системы должны быть совместимыми и соответствовать требованиям информационной безопасности;
- экономическая эффективность, то есть использование того или иного решения должно быть оправдано экономически;
- независимость, то есть заказчик не должен попадать в зависимость от поставщиков решений, при этом не должна возникать необходимость в содержании собственного штата программистов.
Проект разработки IT-стратегии компании включает:
Подготовительные этапы
- Изучение, анализ и систематизация основных и вспомогательных бизнес - процессов компании;
- Анализ и совершенствование информации принципов управления компании.
Этапы разработки IT-стратегии
- Аудит существующих в компании информационных систем с целью определения их соответствия функциональным задачам бизнеса на разных уровнях управления, пользовательского окружения, структуры информационных потоков, организации хранения данных и доступа к ним;
- Моделирование и анализ основных и вспомогательных процессов с учетом их информационной поддержки и привязки к структуре управления;
- Постановка целей и задач развития информационных технологий в соответствии с целями и задачами бизнеса. Выделение первоочередных задач автоматизации и выработка предложений по их реализации;
- Разработка системного проекта по созданию комплексной информационной системы, предполагающего интеграцию действующих и создаваемых компонент (по функциональности, структуре данных, их преобразованию и организации доступа);
- Технико-экономическое обоснование отдельных проектов информатизации компании на основе выделяемых факторов эффективности.
Проект по разработке IT-стратегии всегда выполняется в тесном взаимодействии с представителями подразделений бизнеса на всех этапах его реализации. В проектную команду включаются не только IT-специалисты, но и менеджеры, управляющие соответствующими бизнес-процессами.
Билл Гейтс в своей книге “Бизнес со скоростью мысли”, в главе - “Кто должен быть хозяином электронных проектов” (стр.323), пишет:
“... По мнению главного исполнительного директора Johnson & Johnson Ральфа Ларсена, источник наиболее “эффективных” провалов, кроется, как правило, в том, что руководители бизнеса самоустраняются от участия в крупных проектах – ведь это такая тяжёлая работа! – перекладывая всю ответственность на подразделения ИТ или на внешних подрядчиков. Подобное абсолютно недопустимо, - считает Ральф. – Опыт успешных проектов показывает, что все они осуществлялись под руководством специалистов в основной деятельности, а не по информационным технологиям. “Хозяином” проекта должен быть человек бизнеса, а задача службы ИТ – активно ему помогать. Проект не принадлежит внешним консультантам или службе ИТ. Он не принадлежит никому, кроме владельца предприятия”.
Для успешной реализации IT-стратегии, необходимо также наличие дополнительных условий, которые можно назвать факторами успеха. Это:
- единодушие руководства предприятия в понимании значимости информационных технологий для достижения целей бизнеса;
- готовность руководства выделять время и силы на диалог;
- готовность менеджеров и сотрудников выделять время на освоение новых методов и форм организации труда;
- наличие в рабочей группе специалистов со значительной квалификацией по управлению проектами.
- Формирование стратегического плана (проекты и ресурсы)
Разработать планы развития: бизнес-приложений, инфраструктуры, процессов управления информационными технологиями, управления IT-кадрами.
- Описание технической архитектуры IT-системы
Разработать и формализовать принципы реализации элементов IT-архитектуры на уровне общих служб, аппаратных и программных средств, технологий, методологий и стандартов.